Дети в возрасте школьного обучения сталкиваются с более высокими требованиями к памяти, по сравнению со взрослыми. Взрослые уже накопили большую часть знаний и навыков, которые необходимы для их ежедневной работы. Хотя область знаний в некоторых сферах, например, технологиях, быстро изменяется, новые данные обычно очень специфичны и основаны на уже существующих знаниях. В то же время школьников непрерывно засыпают новыми знаниями в различных областях, которые могут быть для них как интересными, так и неинтересными. Более того, от них ожидается еженедельное освоение и демонстрация новых знаний. Таким образом, эффективная и функциональная память критически важна для успеха в школе.
Многие ученики сталкиваются с проблемами памяти. Ученики с проблемами кратковременной памяти часто испытывают трудности в запоминании инструкций или указаний, которые им только что дали, содержания бесед, лекций и обсуждений в классе, а также того, что они только что прочитали. Ученики, у которых есть сложности с рабочей памятью, часто забывают, что делают в процессе работы.
Например, они могут осознать только что данное им трехшаговое указание, но забыть второй и третий шаги при выполнении первого. Если они пытаются решить многокомпонентную математическую задачу, они могут забыть эти шаги, пока пытаются найти решение. Когда они читают параграф, они могут забыть, что было в начале параграфа, когда дойдут до его конца. Это может создать впечатление, что у них есть трудности с пониманием прочитанного. На самом деле, это так, но проблема с пониманием связана с несостоятельностью системы памяти, а не языковой системы.
Учащиеся, у которых есть проблемы с сохранением и восстановлением информации из долговременной памяти, могут готовиться к тестам, но не могут вспомнить изученную информацию при сдаче тестов. Они часто испытывают трудности с запоминанием конкретных фактов, таких как даты или грамматические правила. Они плохо помнят материал, который был изучен ранее в учебном году или даже в прошлом году. Они также могут быть не в состоянии ответить на конкретные вопросы, задаваемые им в классе, даже если их родители и/или учителя убеждены, что они действительно обладают необходимой информацией.
Советуем обучающимся представлять информацию как в визуальной, так и в аудиальной форме. Это может быть усилено путем проверки их понимания и запоминания, например, попросить их воспроизвести инструкции и объяснить их значение. Приведение примеров действий также обычно помогает в запоминании инструкций.
Важно учить студентов стремлению к «переизучению» нового материала. Часто они занимаются только до тех пор, пока не смогут без ошибок воспроизвести материал один раз. Но для закрепления информации требуется несколько успешных попыток.
Еще один метод запоминания, основанный на визуальных подсказках, называется методом подстановки слов. Эта стратегия может быть особенно полезной для трудных для визуализации понятий, таких как «затылочный» или «теменной». Эти слова могут быть преобразованы в слова, которые звучат знакомо и которые можно представить визуально. Например, слово «затылочный» можно заменить на «выставочный зал» (поскольку оно звучит похоже). Тогда ученик может вообразить, как он входит в музей искусств, где видит большую картину мозга с большими глазами (затылок контролирует зрение). В этом контексте, слово, которое ученик пытается запомнить, становится подсказкой для визуального образа, который затем подсказывает определение слова.
Онлайн-курс «Мнемотехника. Развитие памяти и внимания» от Ольги Ефимовой — это ключ к методам интеллектуального развития. Это наиболее полный курс, доступный 24/7 с поддержкой и всеми необходимыми материалами. Ольга Ефимова — основатель школы, кандидат педагогических наук и сертифицированный тренер по программам интеллектуального развития детей, подготовила для вас курс, который поможет не только улучшить вашу память и внимание, но и научить вас использовать мнемотехнику в различных жизненных ситуациях. Вы освоите более 16 мнемо- и эйдотехник и научитесь объяснять правила их использования детям.
Лекции и устные инструкции должны быть поддержаны материалами для самостоятельной работы, подготовленными преподавателем. Материал для самостоятельной работы может включать краткое резюме лекции или частично заполненный графический организатор, который студенты будут дополнять во время лекции. Это позволяет студентам выделить ключевую информацию из лекции и организовать ее в своих заметках, что также помогает запомнить информацию. Использование блокнотов для записи указаний также полезно для запоминания.
Чтобы улучшить обработку информации в рамках кратковременной и рабочей памяти при чтении, студентам следует обводить, выделять или записывать ключевые слова на полях страниц. Затем они могут вернуться и перечитать подчеркнутое, выделенное или записанное на полях. Чтобы усвоить информацию в долгосрочной памяти, они могут создавать конспекты или использовать графические органайзеры. Исследования показывают, что использование графических органайзеров улучшает обучение всех учащихся.
Для студентов с ограниченной рабочей памятью не стоит полагаться на умственные подсчеты при решении математических задач. К примеру, если они выполняют деление, они должны фиксировать каждый шаг, включая переносы. При решении задач на словах, они всегда должны иметь лист бумаги под рукой для записи своих расчетов. Это поможет им сохранить контекст и не забыть свою текущую деятельность.
Исследования показали, что долгосрочная память улучшается, когда студенты практикуют извлечение информации. Прохождение теста — это форма извлечения, т.е. вспоминание изученной информации из долговременной памяти. Таким образом, пробные тесты могут быть крайне полезны для студентов. Когда учителя перепроверяют информацию перед тестами и экзаменами, они могут задавать студентам вопросы или предлагать им сформулировать вопросы, на которые все должны ответить, вместо простого пересказывания учебного материала. Более того, если студентов поощряют или требуют создавать свои собственные тесты и проходить их, это предоставит информацию родителям и/или учителям о том, фокусируются ли они на наиболее важной информации или отвлекаются на менее значимые детали.
Исследования памяти показывают, что информацию легче извлечь, если она сохраняется с использованием визуальных подсказок, которые присутствуют в момент воспоминания. Например, аббревиатура ГОМЭС может служить подсказкой для запоминания названий Великих озер — Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Супериор. Аббревиатура выступает в качестве подсказки во время обучения, а припоминание подсказки во время теста помогает студенту вспомнить информацию.
Техники, которые подготавливают студентов к выполнению заданий, очень полезны. Это часто называют «подготовкой памяти» или «праймингом». Например, перед выполнением задания по чтению с пониманием, студенты могут обсудить что от них ожидается. Это поможет им сфокусироваться на ключевой информации и обеспечить более эффективную обработку информации. Предподготовки также служат этой цели. Для старших студентов по литературным произведениям часто служат помощниками для активации памяти.
Студентам рекомендуется просматривать учебные материалы непосредственно перед сном. Исследования показали, что таким образом информация лучше запоминается. Любая другая активность, выполняемая после изучения и перед сном (например, перекус, чистка зубов, прослушивание музыки), может мешать закреплению информации в памяти.
…